Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
(СЛАЙД 2)
В связи с этим в 2013 году была принята Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. А 19 декабря 2014 года был утверждён «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В приказе об утверждении данного стандарта было прописано, что «стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
(СЛАЙД 3)
Для начала необходимо понимать, кто такие дети с ОВЗ? В соответствии со статьёй 2 Закона «Об образовании в РФ» : «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Из этого определения необходимо выделить для нашей работы 2 понятия, а именно: «подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией» и «специальные условия». То есть, мы не можем обучать ребёнка без заключения ПМПК и согласия родителей, а при обучении такого ребёнка наша задача создать ему специальные условия.
(СЛАЙД 4)
Под специальными условиями понимаются…
• Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
• специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
• специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
• предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
• обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
• другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ
Авторы стандарта считают, что он позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию. Социально-образовательная интеграция предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия. Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Но надо помнить, что такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Эти дети (от 1 до 5 человек) включаются в обычные классы общеобразовательной школы по месту жительства.
(СЛАЙД 5)
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса:
1) обучение в общеобразовательном интегрированном классе по программам для общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
2) обучение в условиях классов коррекционно-педагогичегкой поддержки по рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) специальным образовательным программам в соответствии с индивидуальными коррекционно-образовательными маршрутами, разработанными специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);
3) оказание специальной коррекционной помощи с целью компенсации имеющихся нарушений в развитии ребенка специалистами службы сопровождения;
4) развитие и коррекция через систему дополнительного образования.
(СЛАЙД 6)
Для осуществления интеграции детей надо знать виды нарушений в развитии детей, т.к. в соответствии с концепцией количество учащихся, интегрированных в общеобразовательный класс, может составлять от одного ребенка до пяти, при общей наполняемости класса 25 человек. Нужно стремиться к тому, чтобы в один класс попадали дети лишь одной нозологической группы (например, только нормально развивающиеся и глухие или нормальные и умственно отсталые дети)
Классификация нарушений развития:
глухие;
- слабослышащие;
- слепые;
- слабовидящие;
- с тяжелыми речевыми нарушениями;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с интеллектуальными нарушениями;
- с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- с тяжелыми и множественными нарушениями развития
(СЛАЙД 7)
Интеграция детей предполагает осуществление инклюзивного обучения, т.е.
· дети с ОВЗ учатся вместе с детьми с сохранными психофизическими возможностями в обычной школе;
· организуют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья специалисты (учителя-дефектологи, психолог, социальный педагог и др.);
· создаются специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (санитарно-гигиенические, материально-технические, методические и др.);
· дети с ОВЗ получают возможность жить вместе с родителями;
· дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование в соответствии с их образовательными потребностями для дальнейшей социальной адаптации в обществе.
(СЛАЙД 8)
В классе интегрированного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.
(СЛАЙД 9)
Как же должно осуществляться такое обучение?
Во-первых: Создаётся специальная адаптированная программа. Которая должна соответствовать следующей структуре:
Целевой раздел:
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися АООП;
система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Содержательный раздел АООП:
программа формирования универсальных / базовых учебных действий, программы отдельных учебных предметов,
курсов коррекционно-развивающей области;
программа духовно-нравственного / нравственного развития, воспитания обучающихся;
программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программа коррекционной работы;
программа сотрудничества с родителями,
программа внеурочной деятельности.
Организационный раздел: учебный план; система специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта.
АООП составляется даже если в школе всего только один обучающийся с ОВЗ. Для обучающихся разных нозологических групп составляются отдельные АООП.
(СЛАЙД 10)
Во- вторых: учителя и специалисты коррекционного образования разрабатывают рабочие программы и календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе.
Вот примерный алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования:
· Изучение общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ для учреждений соответствующих видов.
· Определение регионального и валеологического компонентов.
· Определение содержания учебно-методического и дидактического комплекта, обеспечивающего данное календарно-тематическое планирование.
· Соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов образовательных программ.
· Анализ количества часов, рекомендуемых программой для прохождения основных тем.
· Поиск логично связанных между собой, содержательно соответствующих учебному материалу тем по предмету.
· Выделение общих тем программ для изучения их в условиях общеобразовательного интегрированного класса.
· Выделение общих тем программ для изучения их в классах коррекционно-педагогической поддержки.
· Составление календарно-тематических планов в соответствии с годовым календарным учебным графиком школы.
(СЛАЙД 11)
Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе интегрированного обучения. Ниже приведена таблица структуры урока при внутренней дифференциации, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.
Структура урока при внутренней дифференциации
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).
Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с психофизическими нарушениями в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий школьника, различные задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не может уделять много времени учащимся с умственной недостаточностью и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием.