Конспект урока "Однородные подлежащие и сказуемые"
Тема: Однородные подлежащие и сказуемые. (3 класс «Планета Знаний»)
Цель урока: Сформировать представление об однородных
подлежащих и сказуемых, познакомить с их
признаками.
Задачи:
Ход урока.
Организация класса. Оформление работы.
Орфографическая минутка
На доске записаны 2 предложения:
Шумят, вьются под ногами опавшие листья. Снежными коврами скоро покроются дороги, поляны, просеки.
Прочитайте выразительно. Объясните все встретившиеся орфограммы.
Запишите предложения в тетрадь аккуратно и без ошибок. Выделите орфограммы.
Постановка цели урока
Найдите в каждом предложении грамматическую основу. В чём сходство этих грамматических основ, а в чём их различие? Давайте определим, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке.
Изучать однородные подлежащие и сказуемые. Это тема нашего урока.
Раз мы будем изучать однородны подлежащие и сказуемые, то давайте сформулируем, чему же мы по вашему мнению должны научиться сегодня на уроке:
-- находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
-- расставлять знаки препинания при однородных подлежащих и сказуемых;
-- самостоятельно составлять предложения, где грамматическая основа
осложнена однородными подлежащими или сказуемыми;
-- научиться составлять схемы предложений.
Изучение нового материала
Наблюдение над языковым материалом
Откройте учебник на с 102, найдите упражнение 229. Прочитайте зарисовку натуралиста. Все ли слова вам понятны, известны.
Полынь — дву- и многолетние (реже однолетние) травы и полукустарники высотой 3—150 см, с толстым деревянистым корнем.
Померкнуть 1. Перестать светить. 2. Утратить яркость, блеск 3. Утратить бодрость, свежесть, жизнерадостность. 4 . Лишиться ясности, отчётливости; 5. Утратить силу, значение;
Давайте понаблюдаем над строением предложений. Будем учиться находить в тексте однородные члены. Прочитайте предложения, где при одном сказуемом 2 и более подлежащих. (Спеют ягоды и грибы. Мята, полынь, ромашка ночью сильнее пахнут.) Прочитайте предложения, где при одном подлежащем 2 и более сказуемых. (Осенью цветы леса погаснут, померкнут, пропадут. Утро свежее и ясное.)
Давайте посмотрим, а как связаны однородные члены предложения.
Прочитайте 1 предложение (союз И и соединительная интонация), 2 и 3предложение (интонация перечисления, а разделяются запятыми), 4 предложение (союз И и соединительная интонация).
Что просят нас сделать в упр. 230, задание под точкой.
Давайте выполним это задание. Запишите предложения где однородные члены соединяются союзом И . Составим к этим предложениям схемы.
Выпишите предложения, где однородные члены соединяются интонацией перечисления, а разделяются запятыми. Составим схемы к этим предложениям.
Что же такое однородные подлежащие, как вы это поняли. А однородные сказуемые?
Знакомство с правилом
Прочитайте правило, сравните его с вашими выводами.
Первичное закрепление
Давайте пронаблюдаем за однородными членами. Для этого поработаем в паре. Прочитайте текст упр. 231. Найдите в толковом словаре учебника слово «снуют».
Прочитайте задание под 1 точкой, пронаблюдайте данные в тексте предложении и обсудите ответы на поставленные вопросы в паре. Приготовьтесь ответить.
(обсуждение в парах, ответы на вопросы)
Самостоятельная работа
А теперь давайте применим полученные знания . У каждого на столе есть карточка с заданием. Прочитай те первое задание: Из каждой группы предложений составьте одно предложение с однородными членами. Запишите. Подчеркните грамматическую основу составленного предложения, составьте его схему. (Карточки подготовлены разного уровня сложности)
Проверка:
Подведение итого. Рефлексия.
Чему сегодня на уроке вы научились? Что было трудно? Кто считает, что он разобрался с данной темой и всё понял? Кто считает что он не вполне разобрался и ему ещё надо поработать над этой темой? А есть такие кто ничего не запомнил, не понял на сегодняшнем уроке?
Домашнее задание
С 102 правило, упр 232, 233.
Карточка №1
Из каждой группы предложений составьте одно предложение с однородными членами. Запишите. Подчеркните грамматическую основу составленного предложения, составьте его схему.
Ветер загудел. Ветер сорвал крышу сарая.
На реке зацвели лилии. На реке зацвели кувшинки.
_______________________________________________________________
Карточка №2
Из каждой группы предложений составьте одно предложение с однородными членами. Запишите. Подчеркните грамматическую основу составленного предложения, составьте его схему.
Умные машины ткут. Умные машины печатают. Умные машины вычисляют.
Лебеди готовятся к отлёту. Гуси готовятся к отлёту. Утки готовятся к отлёту.
_________________________________________________________________
Карточка №3
Из каждой группы предложений составьте одно предложение с однородными членами. Запишите. Подчеркните грамматическую основу составленного предложения, составьте его схему.
Зёрна кукурузы вкусны. Зёрна кукурузы питательны. Зёрна кукурузы полезны.
В Каспийское море впадает Урал. В Каспийское море впадает Волга. В Каспийское море впадает Терек.
Определи падежную форму имён существительных.
___________________________________________________________________