Конспект урока "Однородные подлежащие и сказуемые"

Тема: Однородные подлежащие и сказуемые. (3 класс «Планета Знаний»)

Цель урока: Сформировать представление об однородных

подлежащих и сказуемых, познакомить с их

признаками.

Задачи:


Ход урока.

  1. Организация класса. Оформление работы.

  2. Орфографическая минутка

На доске записаны 2 предложения:

Шумят, вьются под ногами опавшие листья. Снежными коврами скоро покроются дороги, поляны, просеки.

Прочитайте выразительно. Объясните все встретившиеся орфограммы.

Запишите предложения в тетрадь аккуратно и без ошибок. Выделите орфограммы.

  1. Постановка цели урока

Найдите в каждом предложении грамматическую основу. В чём сходство этих грамматических основ, а в чём их различие? Давайте определим, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке.

Изучать однородные подлежащие и сказуемые. Это тема нашего урока.

Раз мы будем изучать однородны подлежащие и сказуемые, то давайте сформулируем, чему же мы по вашему мнению должны научиться сегодня на уроке:

-- находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;

-- расставлять знаки препинания при однородных подлежащих и сказуемых;

-- самостоятельно составлять предложения, где грамматическая основа

осложнена однородными подлежащими или сказуемыми;

-- научиться составлять схемы предложений.

  1. Изучение нового материала

Наблюдение над языковым материалом

Откройте учебник на с 102, найдите упражнение 229. Прочитайте зарисовку натуралиста. Все ли слова вам понятны, известны.

Полынь — дву- и многолетние (реже однолетние) травы и полукустарники высотой 3—150 см, с толстым деревянистым корнем.

Померкнуть 1. Перестать светить. 2. Утратить яркость, блеск 3. Утратить бодрость, свежесть, жизнерадостность. 4 . Лишиться ясности, отчётливости; 5. Утратить силу, значение;

Давайте понаблюдаем над строением предложений. Будем учиться находить в тексте однородные члены. Прочитайте предложения, где при одном сказуемом 2 и более подлежащих. (Спеют ягоды и грибы. Мята, полынь, ромашка ночью сильнее пахнут.) Прочитайте предложения, где при одном подлежащем 2 и более сказуемых. (Осенью цветы леса погаснут, померкнут, пропадут. Утро свежее и ясное.)

Давайте посмотрим, а как связаны однородные члены предложения.

Прочитайте 1 предложение (союз И и соединительная интонация), 2 и 3предложение (интонация перечисления, а разделяются запятыми), 4 предложение (союз И и соединительная интонация).

Что просят нас сделать в упр. 230, задание под точкой.

Давайте выполним это задание. Запишите предложения где однородные члены соединяются союзом И . Составим к этим предложениям схемы.

Выпишите предложения, где однородные члены соединяются интонацией перечисления, а разделяются запятыми. Составим схемы к этим предложениям.

Что же такое однородные подлежащие, как вы это поняли. А однородные сказуемые?

Знакомство с правилом

Прочитайте правило, сравните его с вашими выводами.

  1. Первичное закрепление

Давайте пронаблюдаем за однородными членами. Для этого поработаем в паре. Прочитайте текст упр. 231. Найдите в толковом словаре учебника слово «снуют».

Прочитайте задание под 1 точкой, пронаблюдайте данные в тексте предложении и обсудите ответы на поставленные вопросы в паре. Приготовьтесь ответить.

(обсуждение в парах, ответы на вопросы)

  1. Самостоятельная работа

А теперь давайте применим полученные знания . У каждого на столе есть карточка с заданием. Прочитай те первое задание: Из каждой группы предложений составьте одно предложение с однородными членами. Запишите. Подчеркните грамматическую основу составленного предложения, составьте его схему. (Карточки подготовлены разного уровня сложности)

Проверка:

  1. Подведение итого. Рефлексия.

Чему сегодня на уроке вы научились? Что было трудно? Кто считает, что он разобрался с данной темой и всё понял? Кто считает что он не вполне разобрался и ему ещё надо поработать над этой темой? А есть такие кто ничего не запомнил, не понял на сегодняшнем уроке?

  1. Домашнее задание

С 102 правило, упр 232, 233.



Карточка №1

Из каждой группы предложений составьте одно предложение с однородными членами. Запишите. Подчеркните грамматическую основу составленного предложения, составьте его схему.

  1. Ветер загудел. Ветер сорвал крышу сарая.

  2. На реке зацвели лилии. На реке зацвели кувшинки.

_______________________________________________________________

Карточка №2

Из каждой группы предложений составьте одно предложение с однородными членами. Запишите. Подчеркните грамматическую основу составленного предложения, составьте его схему.

  1. Умные машины ткут. Умные машины печатают. Умные машины вычисляют.

  2. Лебеди готовятся к отлёту. Гуси готовятся к отлёту. Утки готовятся к отлёту.

_________________________________________________________________

Карточка №3

Из каждой группы предложений составьте одно предложение с однородными членами. Запишите. Подчеркните грамматическую основу составленного предложения, составьте его схему.

  1. Зёрна кукурузы вкусны. Зёрна кукурузы питательны. Зёрна кукурузы полезны.

  2. В Каспийское море впадает Урал. В Каспийское море впадает Волга. В Каспийское море впадает Терек.

  • Определи падежную форму имён существительных.

___________________________________________________________________