Развитие речи

Развитие речи через повышение эффективности работы по формированию навыков чтения


Современные требования к обучению предусматривают развитие у учащихся различных универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных. А формирование коммуникативных умений невозможно без развития у учащихся связной речи. Формирование и развитие связной речи в начальной школе идёт непрерывно в процессе обучения, в том числе и на уроках чтения при формировании навыка чтения.

В методике навык чтения понимается как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к прочитанному. Такая читательская деятельность подразумевает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое чтение, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурным традициям, приобщению к миру литературы и развитию его как личности. Навык чтения – это залог успешного обучения, как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Характеризуя навык чтения, говорят о четырёх его качествах: правильности, беглости, сознательности и выразительности.

Правильность чтения -- это плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения определяется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

И, наконец, выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Как же работая над формированием навыка чтения, мы можем обеспечить развитие связной речи ученика?

Начинаем формировать навык чтения мы уже в период обучения грамоте. И на первое место в этой работе я бы поставила задания на развитие артикуляционной подвижности речевого аппарата. Цель таких заданий – тренировать артикуляционный аппарат, работать над дыханием и дикцией, совершенствовать произношение гласных и согласных звуков. Урок обучения грамоте и урок чтения начинается с фонетической зарядки. В фонетическую зарядку можно включить упражнения на выделение ударного слога голосом, чистоговорки, скороговорки, игры "Лесенка", "Дополни до слова", упражнения на правильное произношение звуков. Например:

Чистоговорки:

Звук [а]

А-а-а-шире ротик, детвора.

А-а-а-у меня болит нога.

Звук [у]


У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-дай трубу.

У-у-у-всех детей зову.

Звуки [в, в,]

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву - я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Скороговорки:


Скороговорка cо звуком [ж]

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

  • Скороговорка со звуком ,]

У четырех черепашек четыре черепашонка.

или

Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж.

При ежедневном использовании фонетической зарядки у детей формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения. В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.

Кроме этого, при формировании навыка чтения необходимо использовать метод динамического чтения. Динамическое чтение - это чтение глазами. Поэтому начинать работу нужно с развития зрительной памяти, внимания, поля зрения. Вот примеры заданий на увеличение поля зрения:

1. Посмотри внимательно в центр первой строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо.

2.При чтении объёмных произведений средней линией делятся трудные для восприятия слова, которые необходимо прочитать с доски.

3. «Пирамидки»

На

Нас

Нами

Росли

Калина


4."Волшебные цепочки".

-первое слово должно начинаться с буквы А, а последнее ею заканчиваться. Например, астра- амбар-рак- куст-трава.

- каждое последующее слово должно начинаться со последнего слога предыдущего: арба – барабан –банка –катер –термос – мостик - тик-так – такса-сажа-жаба.

5. Чтение по таблице. Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги.

6. "Шифрограмма"

Какое слово спрятано?

АОРТМУБЛИСАМЕШУЛОВЦЮ

Значительно расширяют поле зрения широко известные таблицы Шульте.

Вот что говорится о таблице Шульте в книге О.А. Андреева и Л.Н. Хромова "Техника быстрого чтения":

При движении взгляда наибольшая острота зрения возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

  • Максимальная зона видения человека занимает 35 градусов.

  • Зона ясного видения занимает 15 градусов.

  • Область наилучшего видения занимает 1,5 градуса.

Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно расширить, например, при регулярном использовании таблиц Шульте.

Хорошо отражаются на развитии навыка чтения и задания на развитие мышления, внимания, восприятия.

  1. Сколько спряталось слов?

Волчишкоткрытоященокночь

  1. Поставь слоги на место.

ЗИ КОР НА

БЫ ГРИ

НИ ГРИБ КИ

3. Найди слова, в которых спрятался слог КРА:

краска


кран

искра


крапива

красота


украл

красный


краб

4. Расшифруй слова:

МАшиКАн ткВыа огЕЦуР

роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор

5. Прочитай слова справа налево. Из какой сказки данные персонажи? Кого здесь не хватает?

ьдевдем цяаз клов асил комерет

6. Прочитай предложения слева направо.

! ызор еыла ишорох каК

Эти и другие виды упражнений собраны в книге Валентины Волиной «Праздник Букваря».

При использовании подобных упражнений и видов работ процесс формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, у детей совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. А, значит, формируются такие навыки чтения как беглость и правильность. Но при этом нельзя забывать и о сознательности и выразительности чтения.

Для формирования выразительности хорошо использовать такие упражнения:

– чтение труднопроизносимых слов;

– выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;

– чтение одного предложения с разной интонацией;

– “эхо”: учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией;

– чтение по ролям.

Для формирования осознанности чтения необходимы:

- точные объяснения прочитанного,

- объяснение значения слов,

- подбор синонимов, антонимов,

- вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний.


Зависимость навыка чтения и уровня развития речи хорошо видна при оценке уровня познавательной деятельности учащихся.

Критерии формирования познавательной деятельности учащихся.

1-й уровень

  • навык чтения не сформирован;

  • речь развита слабо;

  • работает с помощью учителя;

  • не умеет работать в группе, паре: возникают частые конфликты;

  • интерес к учебной деятельности на уровне любопытства, привлекает занимательный, яркий материал;

  • неустойчивое внимание.

2-й уровень

  • навык чтения на стадии формирования;

  • хорошо развита устная речь;

  • проявляет навыки самостоятельной деятельности с подсказкой учителя;

  • умеет работать в паре, а в группе-чаще слушатель, любознателен, но требует постоянной помощи учителя.

3-й уровень

  • сформированы навыки чтения;

  • хорошо развита устная и письменная речь;

  • проявляет самостоятельную деятельность;

  • лидер в паре и группе;

  • слышит другого, планирует свою деятельность;

  • познавательная активность, переходящая в познавательную деятельность.

В дальнейшем для совершенствования навыка чтения и развития речи целесообразно использование таких заданий и упражнений, как:

  1. Чтение «Буксир» («Диктор»)

Один, (учитель или хорошо читающий ученик) читает громко, выразительно, остальные - шепотом, копируя его темп чтения, правильность, интонацию.


2.Чтение «Волна».

Читать по указанию учителя: медленно, быстро, очень быстро, очень медленно. Развивает навыки чтения с разной скоростью.

3.Чтение с самозамером

Учитель замеряет время (1мин). Все читают. Считают слова. Записывают результат в читательский дневник. Это упражнение необходимо проводить систематически.

4. Выборочное чтение

  • найдите самое длинное слово, самое короткое....

  • вопросительные, восклицательные предложения...

  • диалог

  • описание

  • характеристику действующего лица...

5.Чтение по ролям

6. Театральное чтение

Изобразите, как бы этот текст прочитал Заяц? (волк, медведь и т.д.)

7. Прогнозирующее чтение

сделайте «прогноз» по

  • заголовку;

  • по началу текста;

  • после прочтения I части;

  • по иллюстрации текстов;

  • по концовке.


8. Чтение по частям.

После каждой части выделяется главная мысль прочитанного.

9. Чтение «Бег по дорожке».

Дети читают слово, слоги с разным темпом и силой голоса.

  • медленно и тихо;

  • быстро и тихо;

  • быстро и громко;

  • медленно и громко.


10. Чтение шепотом

11.Чтение молча

12. Чтение с разной интонацией

Весело, грустно, удивленно, сердито.

13. Чтение с остановками .

Дети читают текст, по сигналу учителя останавливаются, поднимают глаза, потом находят глазами место, где остановились - продолжают читать.

14. «Чтение в парах».

Один читает. Другой внимательно слушает, затем характеризует ошибки.

15. Чтение «Молния».

Дети читают очень быстро, затем пересказывают то, что прочитали.

16. Чтение «Найди слово».

Учитель читает предложение из текста, но не дочитывает его. Дети должны найти это предложение и дочитать непрочитанное слово.

17. Чтение «Найди ошибку».

Учитель читает предложение из текста и допускает ошибку, дети исправляют «ошибку», допущенную учителем при прочтении.

18. Творческое чтение.

Чтение текста без начала и конца. Ученик придумывает недостающие части текста.

19. Чтение с конкретным заданием

  • прочитать отрывок, который больше всего понравился; объяснить свой выбор,

  • найти слова, которых выражена главная мысль текста,

  • найти в тексте синонимы,

  • найти в тексте описания....

20. Конкурс «Почемучек».

Дети ставят вопросы автору произведения, действующим лицам.

21. «Лукошко вопросов».

К доске выходит один ученик или пара. Одноклассники задают им вопросы по тексту. Кто больше даст правильных ответов, тот полнее «соберёт своё лукошко». Такое задание позволяет детям научиться задавать вопросы по прочитанному тексту, а также грамотно отвечать на поставленные вопросы.

22. «Аукцион вопросов».

Дети ставят вопросы один другому, пара - паре, группа - группе. Коллективно выясняют, какой вопрос был самым интересным.

23. Разные виды пересказа

  • пересказ близкий к тексту,

  • пересказ в паре с взаимопроверкой,

  • пересказ с помощью мимики, жестов,

  • пересказ с изменением лица, автора,

  • пересказ с собственным продолжением,

  • пересказ с изменением концовки,

  • пересказ отдельной части.

  • пересказ с изменением событий,

  • пересказ с изменением действующих лиц,

  • пересказ «наоборот».

24. Характеристика действующих лиц по плану.

План

  • имя, название действующего лица,

  • описание внешности (с использованием цитат),

  • характер, поступки,

  • личное отношение к данному персонажу.

25. Словесное рисование

26. Составь план

  • повествовательными предложениями;

  • вопросительными;

  • цитатный план;

  • сжатый план;

  • рисуночный план;

  • распространенный план.

27. «Сопоставление»

  • сопоставить произведение с данными иллюстрациями,

  • с рисунками, изготовленными учащимися,

  • с другими произведениями,

  • с названием текста,

  • с темой всего раздела.

28.«Театрализация».

Инсценирование отрывка произведения или всего произведения (басни или стихотворения).

29. «Работа с пословицами»

Подбор пословиц, подходящих к данному произведению.

30.«Вхождение в произведение».

Дети как будто «входят в произведение»:

  • высказывают свои мысли от имени действующего лица,

  • рассказывают какие цвета, картины, пейзажи есть в произведении,

  • сообщают, какие звуки, музыкальное сопровождение они слышат в этом произведении.


31. Тонограмма текста:

Это задание отображает эмоциональное состояние содержания произведения в конкретных частях. Проводится прямая горизонтальная линия. Потом чертится ломаная линия: линия идет вверх - радость, возвышенность; линия вниз - горе, печаль; линия совпадает с прямой горизонтальной линией - обычный ход событий.

32. «Презентация»

  • произведения - дети заранее получают задания и готовятся к презентации произведения (представления),

  • автора - дети готовят интересный дополнительный материал об авторе данного произведения,

  • идеи.

33. «Мозаика».

Печатный вариант произведения разрезают на части, а дети составляют его, определяя последовательность действий.

34. «Сообщения Знатоков Языка»

  • пояснение малознакомых слов,

  • перечитывание сложных слов ( и их пояснение при необходимости),

  • подбор слов, близких по значению.


Каждый ребенок познает окружающий мир, мир своих сверстников, учителей и родителей по-своему. И в зависимости от того, как будет развиваться речь ребенка, будет зависеть успех в изучении предметов общеобразовательной школы. Поэтому основу всех учебных курсов начальной школы составляет развитие речи. Оно придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать. Всё это позволяет дать ученикам начальной школы доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить их речь, развить внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг.




Развитие речи через повышение эффективности работы по формированию.pptx